"О связи"

В  2014 году на территории России планируется запуск системы контроля качества услуг связи. Эта информация содержится в проекте, разработанном в Роскомнадзоре совместно с отраслевыми экспертами. Олег Иванов замглавы ведомства пояснил, что для каждого типа услуг будут определены свои минимальные требования к качеству. Если же оператор нарушит данный лимит, он понесет наказание.

Согласно официальным данным число жалоб на услуги операторов сотовой связи в течении этого года выросло на 20%: то разговор прерывается, то смс не доходит, то просто не удается дозвониться до собеседника. В связи с этим Роскомнадзор, ведомство контролирующее работу связистов, разработало концепцию мониторинга качества связи. Грядут перемены, ведь до сих пор никто не мог заставить оператора повысить качество связи. Даже просто потому, что даже такого понятия, характеризующегося четкими техническими терминами нет ни в одном из российских законов. Конечно, есть ГОСТ, но он носит лишь рекомендательный характер. В общем, привлечь оператора к ответственности сейчас практически невозможно.

Разработанная концепция - документ, включающий 87 страниц. В своей работе над ним эксперты обобщили мировой опыт. Согласно данным Международного союза электросвязи, всего 50 государств в 2006 году следили за качеством работы, выполняемой провайдерами на их территории. На 2010 год таких государств стало уже 136.

Главное условие: те самые технические характеристики, с помощью которых определяется качество связи. Они должны быть понятны пользователям. Доля обрывов связи при звонке с мобильного на мобильный не должна превышать 2,5%, при звонке с мобильного на городской - не более 5%. Среднее время установления соединения - не более 10,8 секунд. А также отправка смс не более 8 секунд.

Эти нормы могут быть описаны, например, в лицензии, как это уже практикуется во Франции или Индии. Либо в законе "О связи", как в Сингапуре и Малайзии. Либо в отраслевых регламентах, как, например, в большинстве Европейских и Северо-Американских странах. К тому же в США, Германии, Италии и Канаде провайдеры обязаны публиковать отчеты о качестве предоставленных услуг на своих сайтах и в местах продаж. То есть клиент, перед тем как сделать выбор в пользу одной или другой компании, может ознакомиться со статистикой.

Теперь в России абоненты смогут самостоятельно контролировать качество услуг связи через ПО в Интернете. При срыве звонка более пяти раз из ста - стоить отправить информацию о некачественных услугах в Роскомнадзор или Роспортребнадзор. В результате оператор может подвергнутся внеплановой проверке или штрафу.

Согласно опросам пользователей будет составлен рейтинг компаний. Веб-портал для народного мониторинга будет запущен в будущем году. Ну и еще одно нововведение - Соглашение об уровне обслуживания - договор, заключаемый между пользователем и оператором. При нарушении договора провайдером - смело можно идти в суд и требовать компенсацию.

Однако, мировой опыт все же говорит о том, что риски по судебным искам провайдеры перекладывают на плечи своих клиентов. Это может привести к тому, что возможны штрафы уже закладываются в стоимость минуты разговора. ТО есть повышение качества, скорее всего, приведет к повышению стоимости услуг.